Конспект весеннего муз занятия в старшей группе. Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Пробуждение весны

Организационный момент.

Дети и учитель-дефектолог стоят с музыкальными молоточками в руках.

У.-д. Дятел сел на толстый сук:

Тук да тук, тук да тук!

Всем друзьям своим на юг:

Тук да тук, тук да тук!

Телеграммы дятел шлёт,

Что весна уже идёт,

Что расстаял снег вокруг:

Тук да тук!

Слова «тук да тук» отстукиваются молоточками: один удар на каждое слово.

Ритмическая разминка.

У.-д. Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

Ходьба по кругу со слегка согнутыми коленями крадущимся шагом под муз. Т. Ломовой «Спокойная ходьба» (Сб. « Музыка и движения. Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет», с.26).

А сегодня прямиком

Шлёпает по лужам.

Маршевый шаг под «Марш» И.Кишко (Сб. Музыка и движения Упражнения, игры и пляски для детей 3-4лет», с. 25).

Мишка из берлоги тёмной

Выбрался на белый свет…

Идти раскачиваясь, широко расставляя ноги; руки разведены в стороны- вниз под музыку «Медведь» Е.Каменоградский (Сб. «Утренняя гимнастика под музыку»,с.92).

Волк весне-красе огромный

Посылает свой привет.

Ходьба размашистым шагом, на каждый шаг руки поочерёдно выдвигаются вперёд под «Песенку Волка» (Е.Горбина. « В театре нашем мы все поём и пляшем», с.54).

Ёж лесной тропой шагает,

Радостно весну встречает.

Мелкий топающий шаг под музыку русской народной песни «Ой, все кумушки домой» (КутузоваЕ.В., КудрявцеваА.А «Музыкальный калейдоскоп», с.106).

Всякая лесная птица

И поёт, и веселится.

Ходьба «стайкой» на носочках, руки в стороны, «Ходьба спокойным шагом» М.Робера (Сб. «Музыка и движения. Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет», с.27).

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

У.-д. А сейчас, ребята, давайте покажем, как мы радуемся наступлению весны.

Нас согрей скорей, весна,

Пробуди всех ото сна.

Под музыку А.Хачатуряна «Вальс». (Сб. «Утренняя гимнастика под музыку», с.108) дети плавно поднимают руки снизу вверх к себе, как бы «приглашая весну».

Уходи скорей, зима,

Уноси морозы.

Забирай с собой снега

И сосулек слёзы.

Под музыку В.Витлиной «Игра». (Сб. «Утренняя гимнастика под музыку», с.107) дети ритмично и поочерёдно «выбрасывают» вперёд приведённые к груди и сжатые в кулаки руки: «бокс».)

Упражнение на координацию движений с речью и музыкой.

Рассматриваются иллюстрации к теме «Весна».

У.-д. Как меняется природа с приходом весны? Давайте мы всё это покажем под музыку.

Дети. От сосулек – звон, звон (резко от плеч поднимают руки вверх, пальцы рук разводят в стороны)!

Просыпайся, клён, клён (руки поднимают вперёд, затем разводят в стороны)!

Растопился снег, снег (потирают ладошку о ладошку).

Ручейки – в бег, в бег (волнообразные движения руками вперёд).

Гром шагает: топ, топ (топают ногами).

Почки слышно: хлоп, хлоп (разжимают сжатые в кулаки пальцы правой, затем левой руки).

Слушание.

Звучит аудиозапись «Звуки весны»: капель, пение птиц, шум ручья, лопание почек. Детям предлагается узнать и назвать услышанные звуки.

Фонопедическое упражнение.

У.-д. Зиму всю мели метели.

Дети. У-у-у-у… (плавно поднимают руки вверх).

У.-д. Клёны, липы поседели.

Дети. Ф-ф-ф-ф… (Опустить руки из положения вверху.)

У.-д. А весной повеселели,

Дети. С-с-с-с… (сжатые в кулаки руки развести в стороны, слегка прогнуться назад).

У.-д. Птицы с юга прилетели –

Дети. Пс-пс-пс (толкающие движения руками вниз перед собой).

У.-д. Ветки лапками согрели!

Дети. Пах-пах-пах (похлопать ладонями по плечам, руки сведены крест на крест перед собой).

Пение.

Дети исполняют «Весеннюю песенку», муз. С. Полонского, сл. Н. Виноградовой (Роот З. ,Зарецкая Н. «Праздники в детском саду», с.169).

Пальчиковая гимнастика.

У.-д. Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)

Дети. Кап, кап, кап –

Звенит капель.

Март уйдёт -

Придёт апрель.

Ритмично, на каждый слог поочерёдно соединяют кончик каждого пальца с большим.

У.-д. Какой весенний месяц мы в стихотворении не назвали?

Игра «Весна идёт».

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга – ребёнок-Весна с мячом в руках. Звучит мелодия русской нарной песни «Как у наших у ворот» в обр. Н. Метловой (Сб. « Родные напевы». Вып.1, с.40).

Дети. В гости к нам весна идёт,

И подарки всем несёт.

Дети останавливаются. «Весна» бросает мяч одному из детей:

Что тебе, дружок?

Ребёнок. Новый сапожок (отбрасывает мяч назад).

«Весна» бросает мяч другому ребёнку:

Что тебе, дружок?

Ребёнок. Вкусный пирожок (отбрасывает мяч назад).

«Весна» бросает мяч следующему ребёнку:

Что тебе, дружок?

Ребёнок. - Зелёный лужок (ловит мяч, меняется с «Весной» местами).

Игра продолжается с новой «Весной».

Релаксация.

Дети ложатся на ковёр и слушают аудиозапись «Волшебство природы»: «Все птички прилетели к нам».

  • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
  • Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
  • Содействовать проявлению самостоятельности и творческому выполнению заданий.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

  • Закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе.

3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

  • Активизировать словарный запас детей;

4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

  • воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы
  • закреплять навык координации пения и движения, при исполнение песни-танца;
  • развивать, воображение, музыкально-ритмический слух, звуковысотный слух.
  • приобщать к игре на детских музыкальных инструментах.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки, коррекционных гимнастик.

Дидактический материал:

Демонстрационный: Мольберт с голубым листом ватмана на нем, наклейки: солнце, трава, птицы, облака, цветы, насекомые, радуга. Презентация о весне, фланелеграф, графические изображения длительностей нот: та, ти-ти,

Раздаточный: деревянные палочки и колокольчики по количеству детей, красный платочек для игры

Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, видеопроектор.

Предварительная работа. Беседы о весне. Разучивание музыкально-ритмических движений: «прямой галоп», этюд «Лучики», пальчиковая гимнастика «Цветы»; слушание в фортепьянном исполнении П. И. Чайковского «Песнь Жаворонка из Детского альбома», беседа о музыкальных инструментах и оркестре, игра по ритмическим символам «та, та-ти», моделирование рукой движения мелодии с пропеванием её на разные слова, пение песни «Весенняя полечка» Олиферовой, разучивание игры «Гори-гори ясно»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети под музыку входят в зал, останавливаются в колонну/

Муз. рук. Мы стояли у окна,

Постучалась к нам весна,

Зайчик солнечный блеснул,

Солнце в лужицу плеснул.

Прыгнул с ветки воробей,

Закричал: «Скорей, скорей!

Торопитесь все за мной

Поздороваться с весной».

Если нас гулять зовут,

Мы готовы в пять минут.

Солнцу улица тесна,

Здравствуй, милая весна!

Ходьба по залу, остановка в кругу.

Муз. рук. обращает внимание детей на чистый лист бумаги на мольберте.

Муз. рук. Весенний дождик смыл все краски, которыми была нарисована красивая картина. А давайте мы сегодня на нашем занятии эту картину нарисуем. И поможет нам в этом музыка.

Весной солнышко посылает теплые добрые лучи во все стороны. Давайте покажем, как солнышко протягивает лучики то в одну, то в другую сторону, как будто отдает свое тепло всем.

Этюд «Солнечные лучи»

По окончании этюда «Солнечные лучи» дети по предложению педагога укрепляют на мольберте шаблон - солнышко.

Муз. рук.: ! Давайте выглянем и посмотрим, что нас ждет за заборчиком.

Упражнение «Заборчик» (на 1 четверть поднимаются на носочках, мимикой выражая удивление, радость, на 2 - опускаются на стопу, лицо обычное)

Муз. рук.: И отправляемся на велосипеде в путешествие, сначала медленно «та», на вторую часть музыки - быстро «ти-ти», щелкая язычками.

Упражнение «Велосипед» (стоя на месте дети поочередно в такт музыке сгибают в колене правую, затем левую ногу. 1 часть музыки - на каждую четверь, 2часть - на каждую восьмую долю)

А теперь отправимся на лошадках.

Упражнение «Лошадки» (прямой галоп с правой, затем с левой ноги, останавливаясь с окончанием музыки и произнося «тпр-р-р-р», натягивая «поводья»)

Муз. рук.: Долгий путь мы проехали, давайте изобразим это на нашей картине.

Дети прикрепляют к «картине» травку.

Муз. рук предлагает детям сесть на стулья.

Дети садятся на стулья.

Муз. рук.: весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром А. С.Пушкин назвал весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).

Вы хотите оказаться в мире весны? Давайте посмотрим и вспомним о приметах весны.

Показ слайдов 1,2,3,4,5,6

Какие приметы весны изображены на картинах?

(Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи.)

Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?

(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее, распускаются первые цветы.)

Муз. рук.: Ребята, вы говорили о перелетных птицах. Почему их так называют? (Ответы детей)

Каких перелетных птиц вы знаете?

Ответы детей.

Давайте вспомним, с какой музыкой мы с вами познакомились в прошлый раз. Правильно, «Жаворонок».

Звуки весны так понравились композитору, что он написал удивительно красивую музыку. Послушаем её еще, что она нам расскажет.

Слушание П. И. Чайковский «Песня жаворонка» из «Детского альбома»

Педагог спрашивает детей, услышали ли они в музыке знакомые им звуки и голоса весны? О ком рассказывает нам эта музыка? Да, в музыке как будто слышно птичье щебетание и звонкие трели. Композитор Петр Ильич Чайковский назвал свое произведение «Песня жаворонка». Жаворонок - это звонкоголосая, маленькая птичка, вот такая (демонстрируется иллюстрация с изображением жаворонка) слайд7

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Муз. рук.: В чьем исполнении прозвучала музыка?

Ответы детей

Муз. рук. предлагает наклеить на картину изображение жаворонков.

Детям раздают колокольчики и палочки.

Педагог: Ребята, мы тоже будем играть музыку весны. И играть мы с вами будем по нотам.

Педагог ставит фланелеграф с «нотами»

Дидактическая игра «Играй по нотам»

Дети на палочках исполняют ритмический рисунок, выложенный на верхней строчке, затем дети с колокольчиками - на нижней. Затем играют все одновременно.

Муз. рук: Так звонко ваш оркестр играл,

Что даже солнышко проснулось,

Своей улыбкой нежной, теплой

Всем ребятишкам улыбнулось.

Весной хочется говорить и петь только ласковые слова. Будем палочками простукивать слово. Я спою солнце, а вы ласково - солнышко, ветка - веточка, лист - листочек, ручей - ручеек, лужа - лужица, цветок - цветочек, дерево - деревце, вода - водичка, туча - тучка, облако - облачко.

Муз. рук предлагает прикрепить на картину изображение облаков.

Муз. рук Ребята, я хочу вам загадать загадки о весне:

Кого называют гонцами весны? (Птиц)

Как изменяется поведение диких животных весной? (Из спячки выходят медведи, ежи, заяц и белка меняют цвет своей щубки и т. д.)

Какие весенние работы выполняют люди? (Обрезают деревья в садах, пахотные работы, посевная, сажают деревья, строят скворечники и т. д.)

Как весной светит солнце? (Солнце начинает светить ярче, становится теплее)

Куда исчезает весной снег? (Снег от солнечных лучей начинает таять и превращается в ручьи) СЛАЙД8

Что происходит с деревьями весной? (Начинается сок движение, на деревьях появляются листья) СЛАЙД 9,10,11

- Какие первые цветы появляются на проталинках?

Ответы детей.

Слайды «Цветы»

Давайте выйдем на полянку и станем цветочками.

(Дети выходят в зал, останавливаются врассыпную, приседают на корточки)

Этюд «Наши алые цветки»

Под спокойную музыку дети медленно поднимаются.

Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки (пальцы медленно раскрываются)

Ветерок чуть дышит (производятся плавные покачивания кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (пальцы медленно закрываются)

Тихо засыпают,

Головой качают (производятся покачивания головой цветка)

Понравилось вам на полянке? (ответы детей)

Муз. рук. предлагает наклеить на картину изображение цветов.

Муз. рук. Вырастает первая сочная травка, расцветают цветы, появляются насекомые.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

Давайте поморгаем ресничками как крылышками.

(проводится гимнастика для глаз - частое моргание)

Не мотор, а шумит,

Не пилот, а летит,

Не гадюка, а жалит. (Пчела)

А теперь ужалим себя за ушки, как будто пчелы вас жалят.

(пощипыванипе ушных раковин)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

Покажите жука, пожужжите.

(Проводится пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Жуки» -)

Муз. рук. предлагает наклеить на картину изображение НАСЕКОМЫХ.

Слайд 17

Дети садятся на места .

Муз. рук. А теперь покажите, куда полетела бабочка.

Муз.-дид игра «Полет бабочки»

Муз. рук. играет на фортепиано звукоряд вверх и вниз поступенно, скачком вверх и вниз, дети рукой показывают направление мелодии.

Распевка «Вот лечу я вверх» (дети рукой показывают направление мелодии. )

Вот лечу я вверх,

Вот лечу я вниз,

Ля,ля, ля, ля,ля, ля,

Здравствуй милая весна

Песню мы поем, мы весну зовем.

Ля,ля, ля, ля,ля, ля,

Здравствуй милая весна.

Муз. рук. предлагает детям спеть знакомую песню о весне.

Пение «Весенняя полечка»

Исполнение под фортепиано, затем дети выходят в зал, исполняют песню под фонограмму, показывая движения.

Муз. рук.:

Хорошо тебе и мне,

Радуемся мы весне!

Можно прыгать, можно топать,

Можно бегать, можно хлопать,

Можно весело скакать,

Можно даже поиграть.

Игра «Гори ясно»

Муз. рук. предлагает наклеить на картину изображение РАДУГИ

После каждого апплицирования изображений на картину, муз. рук. наклеивает ребенку на одежду приз в виде наклейки.

В конце занятия муз. рук. вместе с детьми рассматривает воссозданную ими весеннюю картину, которую предлагает отнести в группу.

Педагог благодарит детей за активное участие в занятии и прощается с ними словами «Занятие закончено» сначала с интонацией усталости в голосе, затем сердито, затем поспешно, изменяя голос, Дети отвечают с той же интонацией, которую услышали от педагога. Муз. рук. спрашивает, подходит ли данная интонация к настроению детей. В конце педагог произносит «Занятие закончено» с бодрой, восторженной интонацией в голосе, дети так же отвечают и подтверждают, что такая интонация соответствует их настроению. Дети под музыку выходят из зала.

(Музыкальный фон)

Какое солнышко теплое, давайте ручки ему протянем. Теперь можем и поискать дудочку

(Дети ищут дудочку - музыкальный фон)

Под музыку заходит Котик (воспитатель в костюме кота)

Котик. Здравствуйте, детки.

Муз. рук. Дети, вы узнали - кто это? Так это котик.

Котик. А у меня что-то есть. Я себе нашел в лесу новую палочку для мыльных пузырей. И уже собирается опустить в мыльную воду)

Муз. рук. Нет, это не палочка для пузырей., Это... дети, что это?

Ответы детей,

Кот-трубочка для сока? Но толстая для трубочки, палочка для подпорки цветов?

Муз. Рук. Но это же дудочка, которую Весна потеряла.

Котик. Что? Дудочка? Вот, возьмите.

Муз. рук. Какой же ты молодец, придет скоро Весна и все зацветет. Спасибо, тебе, Котик

Муз. рук. Ребята, вы знаете, как хорошо поет дудочка?

Запись игры дудочки. Муз. руководитель имитирует игру.

Ворона. Кар-кар. Я услышала звук дудочки Я благодарю вам искренне, теперь наступит настоящая Весна, Ур-ра!

Муз. рук. Отдает дудочку Вороне.

Ворона. Спасибо. До свидани,я малыши.

Котик. Мур-мяу. Я так рад, что аж танцевать хочется.

Танец «Веселый танец»

Котик. А я котик не простой-а волшебник. Хочу превратить маленьких детишек в воробушков. Закройте глаза. (Музыка преобразования - одевают «воробушков») Детям надевают на шею «воробушков». Хочу поиграть с вами в игру.

Игра «Котик и воробьи»

Хорошо играли малыши

Хочу я вас поздравить

Опять вас я превращу

Из воробьишек в детвору. (Музыка преобразования)

Муз. рук. Вот и закончилось наше занятие.

«Делай добро - и будет хорошо»

Дети под музыку уходят из музыкального зала.

«Мелодия весны». Конспект музыкального тематического занятия в старшей группе с использованием активных методов обучения

Цель занятия: Знакомство с русским фольклором. Использование на занятии активных методов обучения и воспитания.

Обучающие задачи:

Продолжать знакомить детей с русскими хороводами, играми.

Учить детей согласовывать движения с характером и формой музыкального произведения.

Активизировать самостоятельные творческие проявления детей в передаче образных игровых движений, в высказываниях о прослушанных произведениях. В пении упражнять детей в умении петь выразительно, без напряжения, “светлым” звуком.

Развивающие задачи:

Развивать слуховое восприятие в процессе слушания музыки.

Развитие памяти и внимания.

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления.

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать устойчивый интерес к музыке различного характера, оценочные суждения.

Воспитывать инициативность и творческие проявления.

Материал к занятию: иллюстрации – жаворонка портрет П. И. Чайковского, музыкальные инструменты. - шляпа, очки.

Ход занятия:

Дети входят в зал. Их встречает Музыкальный руководитель.

Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте.

М. Р. Я хочу показать вам «Волшебные очки». Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, даже то, что они прячут от всех. Внимание, я надеваю очки. Какие вы все красивые, веселые, умные. (поворачиваясь к соседу, называет его достоинства). Мне очень хочется чтобы каждый примерил эти очки, и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть вы заметите в нем то, чего раньше не замечали. (выполняют игровое задание по кругу)

Вижу, настроение у всех, веселое, бодрое и даже немного весеннее.

Вы готовы заниматься? Представим с вами весеннюю погоду: сырость, тает снег, лужи, ломается лед, проваливаемся в мокрый снег.

Повернулись друг за другом.

Музыкально – ритмические упражнения

1 упражнение «Пружинящий шаг и бег» (идем осторожно, чтобы не провалиться в мокрый снег)

(на 1 часть музыки идут спокойным пружинящим шагом,

На 2 часть - легкий бег на носочках.) (по сухой тропинке)

2. упражнение «Три притопа»

1ч – хлопки ТА – ТА –ти –ти Та (греем руки)

2ч – Опустив руки вниз и развернув их ладонями вперед, спокойно ходят врассыпную по залу.

При повторении:

1ч – притопы ТА – ТА –ти –ти Та (греем ноги)

2ч – спокойно ходят врассыпную по залу.

Музыкальный руководитель. Друг за другом проходим и садимся на стульчики.

Развитие чувство ритма, музицирование

«Солнышко не прячься» - прохлопать ритм песенки.

Солнышко, не прячься, посвети,

Будет веселее нам идти.

Проиграть ритм на музыкальных инструментах.

Пальчиковая гимнастика

Выполняемые движения

Кап-кап-кап, весна настала Соединяем большой палец правой руки с остальными

Кап-кап-кап, сосульки тают Соединяем большой палец левой руки с остальными

Побежали ручейки Движения влево, вправо обеими ладонями

Прилетели к нам грачи. Большие пальцы переплетаем, взмахиваем ладонями

Слушание музыки:

«Жаворонок» П. И. Чайковский.

. «Вы, наверное, слышали, как красиво и звонко поют птицы? Есть такая птичка - жаворонок. Она особенно хорошо поет. Сейчас мы послушаем пьесу «Песня жаворонка». Как же поет жаворонок? Что рассказала о нем музыка? » Выясняет с детьми, что жаворонок поет красиво, звонко, нежно и летает легко, быстро. Дети получают целостное представление о музыке, ее наиболее характерных чертах.

Весной есть такой праздник, который так и называется Жаворонки или сороки. Существует на Руси такое поверье, что в этот день прилетают из теплых стран сорок разных птиц и первая из них жаворонок В это день зима кончается, весна начинается.

Это произведение написал русский композитор П. И. Чайковский.

Распевание и пение

Загадка про весну.

Мишка вылез из берлоги

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришёл. апрель

«Кончается зима» муз. Т. Попатенко.

Петь легко, непринужденно.

Хоровод «Солнышко»

Согласовывать свои движения с музыкой. Продолжать учить детей водить хоровод с пением.

Пляски

«Дружные тройки». И. Штраус

Попросить детей помогать своему партнеру, подсказывать какое движение можно выполнить, если партнер растерялся.

«Светит месяц.

Учить детей выполнять движения в хороводе, сходиться в круг и расширять круг, идти топающим шагом, ориентироваться в пространстве.

Игра.

«Ворота»

«Горелки»

Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним чем мы сегодня занимались, а поможет нам вспомнить «Умная шляпа»

Кто ее оденет, тот и будет отвечать.

Активизация детей на участие в подведение итогов музыкального занятия.

Доминантное занятие по восприятию музыки в

Подготовительной группе

«Музыкальная весна»

Задачи: Учить детей различать изобразительность музыки, смену настроений, выделять части произведения.

Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой танцевальной деятельности.

Совершенствовать умение оркестровать пьесу, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру музыки.

Расширять знания детей о музыке.

Ход занятия.

Звучит музыка «Утро» Э. Грига. Дети спокойно входят в зал.

Педагог: Ребята, я вижу, вы все улыбаетесь, у вас хорошее настроение. А почему?

Дети: Потому что звучит музыка, светит солнышко.

Педагог: Да, светит солнышко, звучит музыка. А еще потому, что к нам сегодня пришли гости, а мы гостей любим и всегда им очень рады. Давайте подарим им свою любовь, поприветствуем их.

Дети машут гостям.

Педагог: А вы обратили внимание, под какую музыку мы вошли в зал?

Дети: «Утро» Эдварда Грига.

Педагог: Правильно. Григ – норвежский композитор и в своей музыке он часто воспевал красоту своей Родины, которую очень любил.

А в этой музыке мы представляем картину просыпающейся природы.

А когда еще вся природа пробуждается ото сна?

Дети: Весной.

Педагог: Да, весна – это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. А сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!

Весна, Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Шумят ручьи! Блестят ручьи.

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед.

Мы с вами на предыдущих занятиях слушали музыкальное произведение с таким названием «Весна». Давайте вспомним (Слушают фрагмент). Кто написал эту замечательную музыку?.

Дети: Антонио Вивальди из цикла «Времена года»

Педагог: О ком хотел рассказать композитор своей музыкой?

Дети: О радостном щебетании птиц.

Педагог: Да, наверное, они вьют себе гнездышки и радуются весеннему солнышку.

Давайте с вами сейчас поиграем. Девочки будут птичками, которые радуются возвращению на родину и вьют себе гнездышки: ищут пушок, соломинки, делают себе уютные домики. Мальчики будут грозой с сильным ветром и дождем. Мы дадим им в руки «струи дождя»

Дети импровизируют под музыку «Весна» А. Вивальди

Педагог: Весной появляются первые цветы. Какие?

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Дети: Подснежники.

Педагог: Они такие маленькие, нежные, беззащитные, даже не верится, что когда в лесу кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.

У русского композитора П.И.Чайковского тоже есть цикл «Времена года», в котором 12 пьес, столько, сколько месяцев в году. И сейчас мы послушаем произведение «Апрель. Подснежник». Перед каждым произведением в альбоме написаны стихи. Перед этой пьесой стихотворение Майкова.

Педагог читает стихотворение,

Исполняет «Подснежник» П.И.Чайковского.

Педагог: Как рассказывает музыка о природе. Какая она?

Дети: Нежная, иногда взволнованная

Педагог: Да, музыка трепетная, по весеннему взволнованная. Вначале робкая, несмелая, ласковая. Подснежник тянется к солнцу и мелодия поднимается все выше (Звучит фрагмент)

Но звучит она то светло, высоко, то более тревожно, низко. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно, ненастно (Звучит фрагмент).

Здесь есть и другая мелодия – очень красивая, взволнованная, легкая, как дуновение ветерка (Звучат 25-32 такта) Кажется, что цветок подснежника покачивается на ветру.

Но потом снова выглянуло солнышко и музыка опять стала светлой, ласковой (Фрагмент)

Мы с вами знаем, что каждое музыкальное произведение можно изобразить схемой, как меняется настроение музыки (показать карточки – радостное, спокойное, тревожное) Послушайте произведение еще раз, посмотрите на схемы, как вам кажется, какая схема подходит к этому произведению.

Дети слушают произведение еще раз полностью, выбирают подходящую схему и объясняют.

Педагог: Весной появляются не только подснежники, но и другие весенние цветы. Вы знаете стихи о таких цветах?

Дети читают стихи.

Педагог: Ну вот, распустились уже и фиалки, и ландыши, и нарциссы, и тюльпаны. А мы с вами знаем очень красивую музыку, в которой танцуют все цветы.

Дети: «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».

Педагог: Сегодня этот вальс мы попробуем сыграть оркестром. А я у вас буду дирижер.. Под тихую, спокойную, ласковую музыку будут играть спокойные инструменты – маракасы, погремушки, тихонько звенеть колокольчики, металлофоны – легкое глиссандо. А когда музыка зазвучит ярко – будут играть бубны, румбы, треугольник, тарелки.

Инструментальная импровизация под музыку «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Педагог: А теперь на нашу цветочную поляну прилетели маленькие сказочные существа. Кто это?

Дети: Эльфы.

Педагог: Под какую музыку они танцуют свой танец?

Дети: «Танец эльфов» Э.Грига.

Дети импровизируют под музыку.

Педагог: Ну вот и подошло к концу наше занятие «Музыкальная весна». Я очень довольна вами, мы меня сегодня порадовали, очень понравились, А мне бы сейчас хотелось узнать, что больше всего вам понравилось на этом занятии.

Дети высказываются.

Педагог: Спасибо вам, а еще большое спасибо нашим гостям за то что они так внимательно слушали нас, поддерживали. Давайте попрощаемся с ними.



Top