План проведения экскурсии в краеведческий музей. Конспект экскурсии в краеведческий музей по освоению образовательной области «Познание» на тему: «Животный мир наших лесов

Конспект проведения краеведческой экскурсии в музее.

Тема экскурсии: «Изучая свои истоки»

Цели экскурсии :

    Углубление, расширение и развитие знаний учащихся об истории и культуре родного края.

    Формирование правил поведения в музее.

    Развитие наблюдательности, памяти, мышления

Оборудование : блокноты, ручки, фотоаппарат.

Подготовка учащихся к экскурсии. Перед экскурсией учитель проводит инструктаж о правилах поведения, в музее, обращая внимание на то, что следует передвигаться бесшумно, разговаривать негромко и обсуждать. Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другими посетителями.

Затем сообщается тема и цель экскурсии и проводится предварительная беседа по следующим вопросам.

1. Что такое музей? (Ответы детей)

2. Что мы можем там увидеть? (Ответы детей)

3. Какие бывают музеи? (Ответы детей)

Ход экскурсии:

    Рассказ учителя.

Дорогие ребята! Поселок Гайны – это ваш родной край. Он знаком вам с раннего детства. Вы здесь растете, учитесь быть примерными гражданами своей страны.

Гайны – замечательный уголок земли с неповторимой по красоте природой.

И сегодня я хочу подробнее вам рассказать о возникновении нашего поселка Гайны.

На Каме-реке
Стоит наш поселок
Пусть он не велик,
Но каждому дорог.
Он наша судьба,
Он родина наша.
Весь свет обойти
Не найдешь его краше. (Мышкина А.)

Откуда же, как вы думаете, взялось название поселка - Гайны? (Ответы детей)

В тревожные времена 600 - 700 лет назад родилось имя Гайна, по имени башкирского племени гайна, которое временно захватило богатые берега Камы и прилесье.

Сами коренные жители проще подходят к образованию названия и связывают название со словом "гайно" - беличье гнездо.

Экспонат «Изба крестьянина».

Как вы думаете, как выглядели Гайны раньше? (Ответы детей).

Избы с постройками из круглого, рубленого топором. Обстановка избы отвечает образу жизни крестьянской семьи. Здесь все предельно скромно, строго и целесообразно. Большая печь топилась "по-черному". Кроме нее, все оборудование избы состоит из встроенной в сруб мебели. Вдоль трех стен тянутся лавки, опирающиеся на широкие дощатые ножки - подставки. Над лавками под потолком устроены полки - полавочники. Они защищали низ стен и лавки от сажи. Над низкими дверьми - тесовые полати, на которых обычно спали дети.

Экспонат «Одежда жителей коми-пермяков».

Одежду шили в основном из тканей собственного производства. Льняную однотонную ткань называли холстом, а узорную клетчатую - пестрядью. Среди северных коми-пермяков наиболее употребительной была яркая расцветка.

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами, так как использовался холст, окрашенный способом дубления - погружения в раствор красителя, полученного из древесной коры.

Мужской и женской верхней одеждой были шабур, пониток, зипун. Надевали их поверх рубахи и сарафана. Нательная и верхняя одежда обязательно подпоясывалась. Простейшими были пояса плетеные и витые. Костюм коми-пермяков становился самобытным и красочным от узорчатых поясов -кушаков, покромок, тельников. В основе узоров - геометрический рисунок, образованный прямыми линиями, треугольниками, квадратами, ромбами, которые имеют коми-пермяцкие и русские названия: сынан - гребешок, перна - крест, радз - цедилка, катша кок - сорочья нога, тупдсь - оладушка, дзуган - путанка, баран сюр - бараний рог и др. Пояса являлись воплощением духовной жизни народа, запечатленной в смыслах декоративных узоров, в обычае дарить пояса во время свадьбы.

На ногах носили лапти. Зимой надевали шерстяные носки, в лапти стелили солому. В лавке можно было купить коты (обувь из коровьей кожи).

Основным занятием коми-пермяков издавна было: земледелие. Выращивали рожь, ячмень, овес, а в южных районах - пшеницу и просо. Животноводство представлено разведением лошадей, коров, овец, свиней, кур. Коми-Пермяки были искусными рыболовами и охотниками. До нашего времени сохраняется значение собирательства. Все коми-пермяки занимались промыслами и ремеслами.

    Осмотр экспонатов, фотографий, архивов.

    Практическая деятельность: фотографирование

Итог:

Важно ли знать историю своих предков? (ответы детей)

О чем мы с вами вели разговор? (Ответы детей)

Где мы побывали? Что интересного вы увидели? (Ответы детей)

Как первоначально назывался наш поселок? (Ответы детей)

Почему так его назвали? (Ответы детей)

Сколько лет поселку? (Ответы детей)

Изучите узоры коми-пермяков на одежде. Украсьте данный пояс узором коми-пермяков.

Выполнила воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Горбунова А.Г.

г. Покачи 2014 г.
«Добро пожаловать в музей!»
(конспект экскурсии в музей краеведения)

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной дея-
тельности воспитанников.
Задачи:
- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и уг-лубить знания воспитанников об истории родного города;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Ход экскурсии:

Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?

Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонирова-нием предметов.
В мире очень много разных музеев.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего го-рода.

Рассказ об истории музея.
Краеведческий музей города Покачи был создан в 1994 г. В этом го-ду краеведческому музею исполнилось 20 лет. Это настоящий культурный центр города.
Ежегодно в его залы приходят более пяти тысяч человек. Гости года тоже посещают музей. В музее есть интересные, уникальные экспонаты, ко-торые отражают жизнь народа ханты. Много экспонатов посвящены истории города.
- Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства). В музее много коллекций:
Коллекция «Этнография». В музее собраны интересные, значимые экспонаты, рассказывающие о жизни, быте, традициях народа ханты. Коллекция насчитывает более 400 единиц хранения, часть которой состоит из предметов, изготовленных коренными жителями с учетом национальных традиций и особенностей.
Коллекция «Археологическая». Коллекция представлена фрагментами керамической посуды, женскими и мужскими украшения из бронзы, изделиями из кожи.
Коллекция «Фотография». В основном это фотографии, отображаю-щие историю строительства города, развития нефтяного производства, являются основным свидетелем кардинального изменения города, связующим звеном между временем и поколениями.
Коллекция «Историческая». Коллекция состоит из предметов 70-80 –х годов нашего столетия, которые помогают воссоздать быт, культуру, образ жизни первостроителей.
Коллекция «Естественная» . Коллекция представлена животными и птицами нашего региона: медведь, лиса, волк, соболь, норкой, болотные птицы, боровая дичь, хищные птицы.

Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:
Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.
- Кто такие птицы?
- Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.
- Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).
- Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?
- А самую маленькую?

Отгадайте загадки.
а) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять
(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,
Бойко семечки клюет,
А еще перед весною
Звонко песенку поет.
(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?
- Посмотрите на птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.
- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?
- А какие птицы остаются с нами зимовать?
- Чем питаются зимующие птицы?
Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.
- А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в нашем лесу.
- Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)
- У всех ли животных есть своё жилище?
Медведь – … в берлоге.
Лиса – … в норе.
Заяц – … под кустом.
Белка – … в дупле.
А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)
Экскурсовод:
Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.
- Как раньше жили ханты?
-Какую одежду носят ханты?
- Чем любят заниматься ханты?

На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.
- В каком году основан наш краеведческий музей? (1994г.)
-Кто водил нас в музее? (экскурсовод)
- О чём рассказывал экскурсовод?
- Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой?
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

Цели: расширить и углубить знания учащихся об истории и культуре Пензенского края;

выработать умения и навыки самостоятельной работы с дополнительной информацией по заданной теме; формировать навыки построения устного монолога;

развивать устную речь, самостоятельность учащихся;

воспитывать любовь и уважение к родному краю.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, диск «Край наш пензенский».

План урока.
1) Проверка домашнего задания.
2) Работа над темой:
- самостоятельная работа в группах по карточкам;
- отчёт о проделанной работе.
3) Подведение итогов. Оценки. Домашняя работа.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

Сегодня мы продолжаем нашу виртуальную экскурсию по Пензенскому краеведческому музею. На уроке мы познакомимся с этнографией, историей и культурой нашего края, вы на некоторое время станете экскурсоводами и проведёте нас по залам музея.

Вспомните, что вам известно о краеведческом музее. Расскажите, когда был основан музей, кто является директором, какие экскурсии проводятся, какие залы существуют.

II. Работа над темой «Экскурсия в краеведческий музей».

У каждой группы есть задание, с которым вы начали работать на прошлом уроке. Сегодня вы заканчиваете работу, и через 10 минут каждая группа представляет свой зал, т.е. вы как экскурсоводы расскажете нам о своём разделе, о самых знаменитых людях и интересных экспонатах.
Задание №1.

Этнография
1) В толковом словаре выяснить лексическое значение слова «этнография».

2) Подготовить сообщение о костюмах, продемонстрировать их.

3) Рассказать об Анисимовой.

Задание №2

Составить рассказ об историческом прошлом нашего края, используя вопросы:

Когда основан город?

Как выглядел город в первые десятилетия существования?

Люди, каких национальностей заселяли Пензу?

Какие гражданские войны проходили в Пензенской области в XVII- XVIII веках?

Задание №3

История
1) Расскажите о людях, которые прославили Пензу:

Покажите выставку гос. деятелей, об одном герое расскажите;

Покажите героев Великой Отечественной войны, сделайте сообщение о Кижеватове.

2) Расскажите об экспонатах вашего раздела, продемонстрируйте их.

Задание №4

Культура
1) Расскажите о культурной жизни Пензы (об образовании, о театрах, о музеях).

2) Сделайте сообщение о Лермонтове

2) Расскажите об экспонатах выставки. Продемонстрируйте их для всего класса.

Задание №5

Культура
Расскажите о самых перспективных видах спорта.

Покажите лучших спортсменов.

Задание №6

Культура
1) Подготовьте рассказ о художественной галерее.

2) Сделать сообщение о Савицком, о Татлине, о Лентулове.

Задание №7

Экономика
1) Расскажите о Зоткине. Объясните, почему необходимо говорить о нём на уроках краеведения.

2)Расскажите об абашевской игрушке. Продемонстрируйте эти игрушки всему классу, опишите их.

3) Прочитайте стихи о Зоткине.

III. Подведение итогов. Оценки.

Какой рассказ вам больше всего понравился?

О каких людях, прославивших Пензу, вы сегодня узнали?

О чём бы вам хотелось узнать подробнее?

Домашнее задание:

Напишите отзыв о сегодняшней экскурсии

1) текст-повествование художественного стиля «Экскурсия в виртуальный музей (напишите, в каких залах побывали, что больше всего запомнилось, что бы хотели посмотреть в настоящем музее)
2) текст-описание в художественном стиле «Экспонат, который мне больше всего запомнился» (Общее представление о предмете. Описание деталей. Моё отношение к предмету).

Скачать полную версию Чтобы скачать материал или !

Конспект урока-экскурсии для 9 класса

по предмету «Историческое краеведение»

Тема: Путешествие по Ульяновской земле

Тип урока: Урок получения нового знания

Вид урока: Урок экскурсия

Цель: Познакомить учащихся с историческими особенностями Ульяновской области при посещении Краеведческого музея.

Ожидаемые результаты :

а) в области знаний:

    рассказать об особенностях истории Ульяновской области

    показать экспонаты Краеведческого музея

    сформировать целостное представление об истории Родного края с помощью экспонатов музея и рассказе экскурсовода.

б) в области умений и навыков проявить:

    развить логическое мышление и речь учащихся;

    продолжить формировать умение слушать

    развивать интерес к истории

в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:

    воспитать уважение к истории Родного края;

    сформировать активную жизненную позицию

    продолжить воспитание чувства патриотизма

    продолжать воспитывать чувство бережного отношения к краю

План урока.

I. Оргмомент (2 мин.).

. (25 мин).

III .  (фронтальный опрос ),(2 мин)

I V. Итоги урока. Рефлексия ( 2 мин.)

V. Домашнее задание : (1 мин.)

Ход экскурсии.

I . Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).

II. Изучение нового материала . (25 мин).

Учитель: Цели нашей экскурсии просты – сегодня мы должны будем многое узнать об Ульяновской области – исторические сведения о нашей области, которые оставили нам наши предки.

В последние годы необычайно актуально стало обращение внимания на краеведческий местный материал, на свои корни. Человек, который не помнит своего прошлого, не помнит своей истории, не может двигаться вперёд в своём развитии.

Наш урок мы вместе с вами построим в форме путешествия по Ульяновской земле, но сначала узнаем особенности нашей области.

( Ученик читает стихотворение «Мой город», автор П.Т. Мельников )

МОЙ ГОРОД

Мой город не из древности глубокой,

Но прочно утверждается в веках.

Стоит над Волгой, на горе высокой,

На речках, на озерах, родниках.

Не завлекут меня края иные,

Я свой предел покинуть не могу.

Живут мои знакомые, родные

На правом и на левом берегу.

В садах Подгорья, перед звездопадом,

Услышал я, как яблоки стучат,

С Венца простор охватывая взглядом,

Взывал я к предкам, но они молчат.

Люблю, когда на город и поселки

Ночных огней прольется красота

И на запястье задремавшей Волги

Браслетами сверкают два моста.

Пётр Трофимович Мельников

Учитель: Теперь перейдем к нашей экскурсии. Задание : в ходе моего рассказа в тетрадях отметить наиболее интересные, запомнившиеся моменты.

Древняя и средневековая история края

Экспозиция отдела истории открывается разделами, освещающими древнюю и средневековую историю края. Здесь экспонируются материалы из археологической коллекции музея

Древнейший период истории – каменный век – характеризуют орудия из камня, костяные наконечники гарпунов, фрагменты неолитической керамики.

Эпоха бронзы представлена каменными сверлёнными топорами балановской культуры, наконечником копья сейминско-турбинского типа и другими орудиями из бронзы. Значительный интерес представляют памятники материальной культуры срубной общности (середина II тыс. до н.э.): бронзовый топор, серп, кинжал, браслет, амулеты из клыков животных, керамические сосуды. Здесь же экспонируется графическая реконструкция жилища срубной культуры, выполненная археологом Ю.А. Семыкиным на основе материалов раскопок у с. Абрамовка в Майнском районе Ульяновской области

К периоду раннего железного века относятся савроматский каменный жертвенник, ананьинский кельт и некоторые другие экспонаты.

Эпоху раннего средневековья характеризуют археологические материалы именьковской культуры (V-VII вв.): орудия труда, оружие, предметы быта, обнаруженные на территории Старомайнского городища.

Яркой страницей в истории края является период Волжской Булгарии (X-XIV вв.). Основу сельского хозяйства составляло земледелие, сочетавшееся со скотоводством. В экспозиции представлены сельскохозяйственные орудия (лемех от сохи, мотыжка), а также обуглившиеся семена пшеницы, ячменя, полбы и овса, найденные во время археологических раскопок. Города Волжской Булгарии были крупными центрами ремесла и торговли. Материалы экспозиции отражают высокий уровень развития ремесла (экспонируются кузнечные, ювелирные, гончарные изделия) и торговли (предметы импорта, нумизматический материал). К числу уникальных экспонатов относится булгарское каменное надгробие XIV в.

Несомненный интерес представляют материалы языческого мордовского Муранского могильника (вторая половина XIII – XIV вв.), исследованного в конце XIX – начале XX в. симбирским археологом В.Н. Поливановым.

Край в XVII в.

В 1648 году по указу царя Алексея Михайловича в междуречье Волги и Свияги был основан город-крепость Синбирск (до конца XVIII в. название города писалось через букву «н»), ставший административным центром и главным опорным пунктом Симбирской-Карсунской засечной черты. Руководителем строительства симбирской крепости был назначен окольничий Богдан Матвеевич Хитрово.

Стены и башни симбирского кремля рубились из дубовых брёвен. В симбирской крепости было восемь башен, в том числе двое ворот. С внешней стороны кремль был окружён рвом шириной около 10 м и глубиной более 6 м. Внутри кремля располагались двор воеводы, арсенал, приказная изба, Троицкая церковь, тюрьма, пороховой и соляной погреба. За пределами кремля находился посад, также обнесённый деревянной стеной и рвом. По описи 1678 г. в Симбирске насчитывалось 605 дворов и 1579 жителей.

В экспозиции, посвящённой истории края XVII в., представлены подлинные документы той эпохи – жалованная грамота царя Алексея Михайловича на землю Никите Григорьевичу Левашёву (1668 г.), столбцы конца XVII в.

Симбирск XVII-го столетия представлял собой хорошо укреплённый город-крепость. Осенью 1670 года гарнизон крепости выдержал месячную осаду казачьего и крестьянского войска под предводительством Степана Разина.

В данном разделе экспонируется холодное и огнестрельное оружие, а также защитное вооружение XVII в.: бердыш стрелецкий, турецкий ятаган, бортовые пушки, колесцовый пистолет, кольчуга, мисюрка, щит восточной работы.

Симбирский край в XVIII в.

Столетие спустя после разинского восстания край был охвачен новым, ещё более мощным народным движением под предводительством Е. Пугачёва. Крестьянскими волнениями была охвачена почти вся территория края.

Восстание под предводительством Е. Пугачёва потерпело поражение. По приказанию командующего карательными войсками графа И.И.Панина 1 октября 1774 г. Пугачёв в специальной железной клетке, в кандалах, под конвоем двух рот пехоты, 200 казаков и двух орудий, которыми командовал генерал-поручик А.В. Суворов, был привезён с женой и сыном в Симбирск. В Симбирске он находился около 20 дней. Граф Панин и начальник следственной секретной комиссии П.С. Потёмкин несколько дней допрашивали Пугачёва. В ноябре 1774 г. Пугачев был привезён в Москву и 10 января 1775 г. казнён.

Центральным экспонатом данного раздела является живописная копия с портрета Е.И. Пугачёва, написанного в Симбирске осенью 1774 г.

В экспозиции представлены документы, освещающие ход восстания, а также оружие XVIII в.: шпага офицерская, сабли, пистолет трёхзарядный, пушка, мортирица ручная.

После разгрома пугачёвского восстания в целях укрепления государственного аппарата на местах Екатерина II издала в ноябре 1775 г. закон о проведении губернской реформы. В ходе реализации данной реформы в сентябре 1780 г. было образовано Симбирское наместничество, состоявшее из 13 уездов. По указу Павла I 1796 г. была образована Симбирская губерния. Число уездов было сокращено до 10.

В экспозиции представлены карта Симбирского наместничества 1780 г., копия указа Павла I о создании Симбирской губернии, рисунки герба Симбирска, принятого в 1780 г., и гербов уездных городов.

Среди документальных материалов уникальной является гравюра М.И. Махаева, выполненная на основе рисунков А.И. Свечина. На гравюре изображена панорама Симбирска 60-х гг. XVIII в.

К концу XVIII в. Симбирск превратился в крупный административный и торговый центр с населением более 10 тысяч человек. В 1780 г. Екатериной II был утверждён первый регулярный план Симбирска, оказавший огромное влияние на процесс формирования и развития города.

Социально-экономическое развитие края в конце XVIII – первой половине XIX в

В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Основной отраслью экономики было сельское хозяйство, развивавшееся экстенсивным путём.

В рассматриваемый период Симбирская губерния являлась одной из житниц Поволжья. Хлеб в большом количестве вывозился из губернии в города Нижнего и Верхнего Поволжья.

В экспозиции представлены документы, характеризующие состояние крепостного права в Симбирской губернии в конце XVIII – начале XIX в.: объявление о продаже крепостных, купчая на продажу крепостных крестьян, свидетельство о разрешении на брак и др. Уникальный документ – геометрический план и описание с. Киндяковки (1802 г.) – позволяет создать представление об организации помещичьего хозяйства.

К концу XVIII в. на территории губернии действовало около 100 помещичьих и государственных мануфактур: винокуренных, кожевенных, мыловаренных, суконных.

Важное место в торговле принадлежало местным торжкам и ярмаркам. К числу крупнейших в крае ярмарок относились Карсунская, Симбирская и Сенгилеевская.

К числу подлинных документов, характеризующих экономику края, относится грамота императора Павла I о передаче дохода от торговли на городской площади в пользу купцов г. Карсуна.

В экспозиции представлены предметы непосредственно связанные с торговлей: весы, безмен, набор фунтовых гирь.

Здесь же экспонируются серебряные рубли XVIII – начала XIX в., бумажные денежные знаки – ассигнации начала XIX в., клад медных пятикопеечных монет второй половины XVIII – начала XIX в.

Симбирский край в первой половине XIX в

В исторической экспозиции представлен целый ряд редких предметов, связанных с масонством, религиозно-этическим движением конца XVIII – начала XIX в., оказавшим значительное влияние на развитие русской культуры.

В Симбирске первая масонская ложа под названием «Золотой Венец» была открыта в 1784 г. Основателем её был И.П. Тургенев. Ложа была малочисленной, собрания членов ложи проходили редко. К 1792 г. она прекратила своё существование. Вторая симбирская масонская ложа «Ключ к Добродетели» была открыта в 1817 г. князем М.П. Баратаевым.Деятельность ложи в основном сводилась к заботам об образовании, нравственном воспитании своих членов, а также благотворительности. Ложа «Ключ к Добродетели» официально просуществовала до 1822 г., когда манифестом Александра I масонство в России было запрещено.

Музей гордится такими раритетами, как масонские знаки и ритуальный масонский меч, принадлежавший ложе «Ключ к Добродетели».

С началом Отечественной войны 1812 г. в Симбирской губернии были сформированы три пехотных и один конный полк ополчения. Среди экспонатов, повествующих об участии симбирян в Отечественной войне 1812 г., особое место занимает наградное оружие – шпага, принадлежавшая симбирянину штабс-капитану П.И. Юрлову, который был награждён ею за участие в Бородинском сражении. В музее также экспонируются русское и французское огнестрельное оружие, русские награды периода Отечественной войны 1812 г.

Материалы экспозиции знакомят с деятельностью симбирян-декабристов: Николая Ивановича Тургенева, Флегонта Мироновича Башмакова, Василия Петровича Ивашева.

Уникальна ивашевская коллекция, в состав которой входят: подлинный овальный портрет декабриста В.П. Ивашева; шкатулка, сделанная из кандалов В.П. Ивашева; чётки, печать, детские рисунки; шнурок, сплетённый из волос Камиллы Петровны (жены декабриста) после её смерти В.П. Ивашевым.

Симбирский край дал России ряд имён, составивших гордость отечественной культуры. Среди них Н.М. Карамзин (1766-1826) – писатель, историк, журналист. Памятник Н.М. Карамзину был открыт в Симбирске 23 августа 1845 г.

Симбирск в конце XIX – начале ХХ в

В начале ХХ в. Симбирск был одним из крупных городов Среднего Поволжья, с населением более 60 тысяч человек. Во второй половине XIX в. в Симбирске появились телеграфная и телефонная линии. В 1913 г. по проекту архитектора Ф.Е. Вольсова в городе была построена электростанция.

Основную часть населения Симбирска в начале ХХ в. составляли представители мещанского сословия. В экспозиции музея представлена мебель, принадлежавшая семье симбирских мещан Завьяловых: секретер, поставец, женский туалетный столик.

Заслуживают внимания подлинные открытки с видами Симбирска начала ХХ в., фотографии симбирских архитекторов Ф.О. Ливчака и Ф.Е. Вольсова, по проектам которых шло строительство жилых и общественных зданий в городе. Эти и другие материалы повествуют о градостроительстве, благоустройстве и различных сторонах жизни Симбирска на рубеже веков.

Излюбленным местом отдыха горожан был бульвар на Венце, созданный вскоре после общегородского пожара 1864 г. С Венца открывался живописный вид на Волгу и Заволжье. Вечерами здесь часто звучала духовая музыка.

III . Закрепление изученного материала .

Дайте мне ответ на несколько вопросов.

    Какие фамилии и имена известных историков вы сегодня услышали?

    В каком году был пожар в Симбирске?

    По чьему проекту в городе была построена электростанция?

    Назовите имена декабристов, которые вы сегодня услышали

    Кто такой Е.Пугачев?

    Кто такой Поливанов?

I V. Итоги урока. Рефлексия ( 2 мин.)

Ребята, вам понравилась экскурсия?

Что вы узнали нового?

Какие интересные моменты запомнились вам сегодня?

Какие интересные экспонаты вам запомнились?

Придем еще на экскурсию в Краеведческий музей?

V. Домашнее задание : (1 мин.) Так как вашим заданием на экскурсии было записать наиболее понравившиеся факты, то выберете один из самый интересных фактов. И дома с помощью интернета постарайтесь выяснить его историю, кратко опишите ее.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА.

Конспект занятия-экскурсии в подготовительной группе

по разделу «Ребенок и окружающий мир»

по теме: «Экскурсия в краеведческий музей»

с использованием технологии диалогового обучения и информационных технологий обучения.

Подготовила воспитатель1 квалификационной категории

Дикович Эльвира Владимировна

Благовещенск 2016 год

Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

И для себя мы много интересного находим.

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных ценностей, материальной и духовной культуры нашего города, области;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Предварительная работа:

Знакомство детей с историей возникновения города Благовещенска и Амурской области.

Пополнение словарного запаса:

Экспозиция, экспонаты и т.д.

Ход экскурсии:

Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие. Посмотрите на эти фотографии, кто из вас узнал, что на них изображено.

Ответы детей.

Правильно на этих фотографиях изображен наш Краеведческий музей. Сегодня мы свами совершим экскурсию в краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в далекие времена. Мы узнаем с вами историю возникновения музея, познакомимся с залами музея, конечно все это мы с вами совершим, не выходя из группы. Ребята скажите: «Кто из вас ходил в музей»

Ответы детей.

А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (в музее надо вести себя тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея). Правила поведения мы знаем и можем начинать наше знакомство с музеем.

Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

один из старейших на Дальнем Востоке - основан 16 (28) августа 1891 г. по инициативе Благовещенской Городской Думы. В этом году музею исполнится 125 лет. Его открытию предшествовала выставка, устроенная золотопромышленниками в честь приезда в г. Благовещенск цесаревича Николая, будущего императора Николая II. Музею присвоено имя выдающегося краеведа, автора многочисленных научных трудов Григория Степановича Новикова-Даурского, проработавшего в музее 34 года.

Музей находится в старинном двухэтажном кирпичном здании г. Благовещенска (памятник архитектуры федерального значения), где в конце XIX – начале XX века размещался магазин торговой немецкой фирмы «Кунст и Альберс». В музее 2 этажа, 26 экспозиционных залов.

В Амурском областном краеведческом музее имеются отделы: фондовый, экспозиционно-выставочный, экскурсионный.

Фондовый- это отдел где хранятся музейные ценности.

Экспозиционно-выставочный – это залы где находятся экспозиции музея. Одна из экспозиций посвящена поселку «Албазено».

Экскурсионный – это залы музея где посетители могут увидеть все экспонаты музея.

Наиболее крупные музейные коллекции: нумизматическая (монеты), археологическая, естественнонаучная – более 8000 книг, этнографическая (предметы быта народов, населявших наш край). Многие музейные предметы уникальны: костюмы и атрибуты даурского и эвенкийского шаманов (конец XIX в.), музыкальная шкатулка (Германия, к. XIX в.), Усть-Нюкжинский метеорит (н. XX в.), кости ископаемых животных и т.д.

Посещая музей, мы проходим по залам где размещены различные экспонаты соответствующие, какой-либо определенной теме.

В фойе музея расположилась выставка, посвященная истории магазина «Товары для дома».

В следующем зале находится выставка, посвященная истории освоения и возникновения Амурской области.

Много экспонатов, посвященных истории развития нашей области в разное время. В годы Гражданской и Великой Отечественной войны, выставка, посвященная проведению Олимпийских игр 1980 году, выставки, посвященные строителям БАМа.

Посетив музей можно узнать много интересного. В зале где разместились экспозиции птиц и животных Амурской области всегда много детей – это то место, где можно увидеть обитателей нашего края в настоящую величину.

В настоящее время музей является крупным центром сохранения, изучения и пропаганды историко-культурного наследия Амурской области.
Ежегодно музей оформляет свыше 40 выставок, освещающих прошлое и настоящее области, обслуживает более 130 тысяч человек. (в ходе рассказа детям показываются фотографии)

По окончании экскурсии воспитатель спрашивает:

Как называется музей?

Ответы детей.

Что нового вы узнали из моего рассказа?

Музей хранит нашу историю. Экспонаты, которые хранятся в музее собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

А сейчас вы посмотрите небольшой фильм, посвященный истории освоения нашего края. Это фильм про Албазинский острог первом поселении который основали казаки на территории нашей области.


Top